Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.09.2019, 13:03

Наша школа-интернат №12 реорганизована и переименована
в ГОАУ "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат" 2 отделение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа групповых занятий по профилактике суицидального поведения.

Программа групповых занятий
по профилактике суицидального поведения
среди воспитанников ГОАУ школы - интерната №12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность программы

      По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.
       Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. По данным министерства образования и науки Амурской области, участившиеся случаи суицидов среди несовершеннолетних наблюдаются в последнее время и на территории нашего региона.
      Риск суицидального поведения возрастает у детей и подростков, имеющих психические отклонения, осложненные различными  нарушениями.В ГОАУ школе-интернате №12 обучаются 149 детей и подростков с диагнозом умственная отсталость легкой и умеренной степени тяжести.       По психологическим характеристикам в зависимости от степени тяжести заболевания они подразделяются на несколько групп:
неосложненная олигофрения, с симптомами повышенной возбудимости, истощаемости, заторможенности, с психопатоподобным
синдромом, с грубыми нарушениями личности. С каждым годомв учреждении возрастает количество воспитанников с различными эмоционально - поведенческими нарушениями, об этом говорят ниже приведенные данные: 

Годы/группы
2011-2012 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
• учащиеся с неосложненной олигофренией
103 человека (69%)
89 человек (59.3%)
71 человек (47.7%)
• учащиеся с нарушением нейродинамики: а) возбудимые —
33 чел. (22%)
36 чел. (24%)
40 чел. (26,6 %)
• б) заторможенные
19 чел.(13%)
17 чел. (11,3%)
20 чел. (13,4%)
• учащиеся с нарушением анализаторов
45 чел. (30%)
67 чел. (44,7%)
71 чел. (47,7%)
• учащиеся с психопатоподобным поведением
13 чел. (9%)
12 чел. (8%)
13 чел. (8,7%)
• учащиеся с грубыми нарушениями личности
10 чел. (7%)
11 чел. (7,3%)
9 чел. (6 %)
• учащиеся с повышенной истощаемостью
38 чел. (25%)
38 чел. (25,3%)
36 чел. (24,2 %)

      Суицидальное поведение является крайней формой проявления агрессивного поведения, направленного на себя.
      О распространенности агрессивных поведенческих расстройств среди воспитанников школы-интерната №12 свидетельствуют данные диагностического обследования, проведенного в 2013-2014 учебном году среди воспитанников школы-интерната №12, которые показывают, что от 75% до 92% опрошенных детей имеют повышенную агрессивность в поведении, причем среди видов проявляемого ими агрессивного поведения преобладают активные формы: физическая (51%), косвенная (43%), вербальная (31%) агрессия. Пассивные формы: раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность имеют удельный вес в общей структуре агрессивного поведения от 13% до 29%.
      Итак, психическое заболевание, сопровождающееся нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сферы воспитанников школы-интерната №12, которое выражается в низкой критичности оценок последствий и результатов своих поступков, слабости волевой организации деятельности, в подверженности чужому негативному влиянию, в неспособности самостоятельно принимать решения, а также искать эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, являются предпосылками и при неблагоприятных условиях могут обуславливать проявление суицидального поведения.
      Суицидальные действия у детей и подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни, попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
      Данная программа групповых занятий с воспитанниками ГОАУ школы-интерната №12 направлена на профилактику суицидального поведения, на формирование у подростков устойчивого адекватного реагирования в трудной жизненной ситуации.
      Основные цели и задачи программы       Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди воспитанников ГОАУ школы-интерната №12, г. Свободный.
      Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
1. развитие коммуникативных навыков воспитанников,
2. формирование адекватной самооценки,
3. снятие личностной тревожности,
4. улучшение микроклимата в детском коллективе,
5. обучение воспитанников эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
6. развитие и совершенствование навыков разрешения конфликтов, регуляции эмоционального состояния,
7. формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения воспитанников к жизни и здоровью,
8. формирование навыков преодоления стрессов.

3. Методологические и теоретические основы программы

  • При составлении программы соблюдались следующие принципы:
  • Принцип единства диагностики и коррекции, определение методов коррекции с учётом диагностических данных.
  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

      Методологической основой программы являются работы известных психологов Л.В.Занкова, Л.С.Выготского, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др., которые занимались исследованиями особенностей развития детей - олигофренов. Программа групповых занятий для воспитанников школы-интерната №12 по профилактике суицидального поведения составлена на основе программ развития навыков общения Л.М. Шипицыной, Л.А.Нисневич, И.Н. Мамайчук; программы нейропсихологической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности А.Л. Сиротюк, программы психологической помощи подросткам Ю.Р. Зариповой, программы тренинга социальных навыков подростков Л.М. Иванова, Е.В.Коневой, программы профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у учащихся Е.В.Федосенко. В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, И.В. Дубровиной, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.
      Психокоррекционный процесс представляет серию регулярно проходящих встреч. Продолжительность одного занятия в подгруппе или группе учащихся 45 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю. Возраст участников: 12-17 лет.

4. Основные направления деятельности:

• Развитие и совершенствование произвольной саморегуляции деятельности.
• Развитие коммуникативных навыков и компетенций.
• Снятие мышечных зажимов – освоение методов релаксации.
• Коррекция эмоционально-личностной сферы: снижение тревожности, повышение уверенности в себе, коррекция самооценки и уровня притязаний.
• Овладение способами взаимодействия с самим собой и с окружающим миром.
• Выбор жизненного пути, постановка жизненных целей.

5. Технологический инструментарий, формы и средства реабилитации

      Групповые формы работы (в том числе работа в малой группе), консультирование, психокоррекционные занятия, методы и приемы работы: элементы арт-терапии, игровая терапия, психигимнастика, психодраматические техники, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия, цвето- и светотерапия .

6. Прогнозируемый результат

• Уровень тревожности в пределах нормы
• Отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности
• Сформированная адекватная самооценка
• Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью
• Адаптация в школьном коллективе
• Осознание собственных чувств, мыслей
• Осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева
• Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

№п/п
Тема занятия
Кол. ч.
Цели
Содержание
1.
«Познай себя»
2
1.формирование позитивного отношения воспитанников к себе и окружающим, 2.формирование интереса детей к самопознанию и саморазвитию; 3.развитие внутренней активности учащихся.
Упр. «Приветствие», «Подари улыбку», «Зеркало», «Клеевой дождик», «Я самый», самоанализ «Каков я?», «Узкий мост», «Закончи предложение», физ. минутка, «Моя вселенная», «Ласковое имя», релаксация «Место, где я себя прекрасно чувствую»
2.
«Мой внутренний мир»
1
1. формирование адекватной самооценки, навыков самоанализа
2. осознание воспитанником индивидуальности, неповторимости каждого человека.
3. диагностика самооценки воспитанников
Разминка «Изобрази графически слово «радость», сообщение «Виды самооценки», упр. «Самый, самый», диагностика «Лесенка», мозговой штурм «Поведение человека в зависимости от уровня самооценки», упр. «Башня», «Живая анкета».
3.
«Я+ОН+ОНИ=МЫ»
2
1. осознание воспитанниками круга своего общения, своих взаимоотношений с окружающими их людьми; 2.развитие коммуникативных навыков и умений; 3.формирование толерантных установок в отношении других людей.
«Упр.«Ассоциации» (дружба – это…), арт-терапия «Планета Дружбы», упр. «Слепой и поводырь», «Подарок», «Комплимент», «Рукопожатие в кругу» Игра «Колючка», разминка «Будь внимателен», сказка «На полянке», арт-терапия, упр. «Войди в круг», «Передай улыбку»
4.
«Мои эмоции»
1
1.обогащение эмоционального словаря, 2.расширение сферы эмоционального реагирования воспитанников; 3.формирование основ эмоциональной саморегуляции у воспитанников, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний; 4.развитие дифференцированности чувственного восприятия;
Разминка «Шифровка», упр. «Щепки плывут по реке», психогимнастика «Портрет агрессивного человека», групповая дискуссия «Хорошо или плохо быть агрессивным?», арт-терапия «Превращение злости», упр. «Имена чувств», физминутка: упражнения «Отдай честь!», «Не пропусти хлопок», упр. «Эмоции в моем теле»,«Аплодисменты по кругу»
5.
«Азбука общения»
2

1.обучение воспитанников эффективным средствам общения;
2.развитие коммуникативных способностей; 3.формирование основ эмоциональной саморегуляции 4.воспитание толерантного отношения друг к другу.

Разминка «Друг», сообщение «Вербальные и невербальные средства общения», мимическая гимнастика, упр. «Ромашка», динамическая пауза, презентация «Выражения лица», сказкотерапия «Дед и внучек», упр. «Пантомима», арт-терапия «Подари улыбку миру»
6.
«Бесконфликтное общение»
1
1.развитие и совершенствование навыков эффективного разрешения конфликтов, регуляции эмоционального состояния,
2.развитие коммуникативных навыков.
3.воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
Разминка «Знакомство», групповая дискуссия «Конфликт и копромисс», ролевая игра «Конфликтные ситуации», упр. «Замени на противоположное по смыслу слово», выработка правил бесконфликтного существования, упр. «Гомеостат», «Телепат», «Испорченный телефон».
7.
«Учусь владеть собой»
2
1.обучение приёмам психической саморегуляции, основным приёмам релаксации. 2.формирование собственного представления и отношения к проблеме.
Упражнение «Подари движение», «Мое настроение в цвете», беседа о способах саморегуляции своего состояния ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение «Лифт». Упражнение «Воздушный шарик». РАСТЯЖКИ Упражнение «Росток» Упражнение «Свеча» ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ Упражнение «Упираемся в стену» Упражнение «Давим кулаками на стол» РЕЛАКСИРУЮЩИЕ УПРАЖЕНИЯ Упражнение «Порхание бабочки». Упражнение «Цветок».
8.
«Как преодолеть тревогу»
1
1.обучение воспитанников приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, 2.расширение функциональных возможностей поведенческого реагирования в трудных жизненных ситуациях. 3.формирование необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»
Упр. «Я люблю», групповая дискуссия «Способы преодоления тревожности», ролевая игра «Уверенное и неуверенное поведение», физ. минутка, телесно-ориентированная терапия «Угадай букву», игра «Колпак мой треугольный», упр. «Гармошка»
9.
«Умение сказать «нет»
1
1.формирование навыков психосоциальной компетенции у подростков.
2.знакомство с различными источниками и формами принуждения; 3.обучение способам отказа;
4.формирование навыков противостояния групповому давлению; 5.формирование убеждения, что каждый человек несет ответственность за свои решения.
Разминка.,игра «Тень», беседа «Техники отказа», упр. «Виды давлениния. Изучение способов сопротивления» Восемь способов сказать «нет», ролевая игра «Отказ», упр. «Живая анкета», игра «Комплимент». Физминутка: упражнения «Четыре стихии», «Птица, рыба, зверь».
10.
«Выбор профессии»
1
1.активизация профессионального самоопределения воспитанников;
2. расширение знаний и представлений воспитанников о предмете, характере труда различных профессий.
Разминка «Загадки», упр. «Самая,самая.», сообщение «Классификация профессий», диагностика опросник ДДО М.Климова, правила выбора профессии, ошибки при выборе профессии, упр. «Угадай профессию»
11.
«Ценить настоящее»
1
1.помочь учащимся обратиться к своим чувствам, переживаниям, 2.проанализировать свое отношение к ценностям жизни.
Упр. «Хорошо или плохо», «Распустившийся бутон», «Волшебный стул», «Мои ценности», игра «Цепочка ценностей», «Молекулы», арт-тарапия «Общий рисунок», «Я желаю всем».
12.
«Жизнь по собственному выбору»
1
1. развитие навыков социальной адаптации, 2.формирование самосознания подростка, личностный рост.
Упр. «Доброе животное», «Неоконченные предложения», «Мне нравиться, что ты…», групповой коллаж, упр. «А что дальше?», релаксация «Частичка моего «Я»

Список литературы:

1. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие./ Под ред. Микляевой А.В., Румянцевой П.В., СПб, 2004
2. Марковская Н.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми, «Речь», СПб, 2002
3. Березина А.Ф. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям
4 .Н.Пилипко, Приглашение в мир общения. М.Ц. «Перспектива», 2001г.
5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной. 3-е изд. М: «Академия»,1998
6. Смирнова Е.Е. Программа «Познаю себя и учусь управлять собой»
7. Макартычева Г.Н. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения, «Речь» СПб, 2006
8. Сотникова Е.В., Арефьева Е.Ш. Программа групповой психологической реабилитации подростков с психотравмой
9. Иванов Л.М., Конева Е.В. Программа тренинга социальных навыков подростков

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта

Почта администратора сайта: dsvar@mail.ru
Наш учредитель
Полезные ссылки
 
 
 
 
 

Copyright MyCorp © 2019